История села
              Чувашская Республика  *  Алатырский район * с. Сойгино

Официальный сайт МБОУ "Сойгинская средняя общеобразовательная школа"  Алатырского муниципального округа Чувашской Республики

История поселения

 

 Поселение Сойгино расположено в живописном лесном массиве Алатырского района Чувашской Республики. Документов из истории села Сойгино, в архивах незначительно. Но из поколения в поколение передается факт проживание на территории нынешней деревни Сойгино язычников прибывших из села Алманчиково Батыревского района. В центре села, когда- то оно было окраиной д. Сойгино, имеется кладбище язычников. Данное языческое кладбище числится в нашей Республике, как исторический памятник.

Язычники, не признавая церковь, для проведения религиозных обрядов и жертвоприношения Всевышнему выбирали место у речки Киремет. Они ставили у этой речки столб, как место для проведения обрядов моления.

Точной даты появления первых переселенцев д. Сойгино нет, и не помнят их старожилы. Но есть сведенья о том, что первыми переселенцами являются выходцы из села Алманчиково Тамбовской волости, Буинского уезда. В старинной карте д. Сойгино значится названием Новое Алманчиково.

В то время новые селения образующихся в других местах, носили название тех деревень, их которых были первые переселенцы, с добавлением слово «новое». Сегодня старожилы села Алманчиково Батыревского района считают жителей д. Сойгино своими родичами.

Село Сойгино возникло во время заселения юго-восточной и южной части Чувашии, начавшегося в середине 17 века и продолжившегося до начала 18 века. В это время наиболее интенсивно происходило переселение чувашей из северных районов обитания.

Наиболее ранняя дата упоминание о деревне Сойгино / Новое Алманчиково/, согласно имеющихся в распоряжении документов относится к 1748 году.

Предположения и примерные даты переселения жителей из с. Алманчиково Батыревского района в район д. Сойгино Алатырского района следующее:

Основателями д. Сойгино были язычники. Доказательству тому является наличие в середине села первого языческого кладбища. Это кладбище находится между двумя оврагами. Часть этой кладбище сохранилось и по сей день. Один овраг по речке Шунер, а второй по- видимому, в древности был дорогой, по которой покойников подвозили на похороны. Со временем грунтовые покровы смывались и разрушались талыми водами, на месте дороги со временем возник глубокий овраг. В период весеннего половодья берега оврагов разрушается, почва размывается, обнажаются кости и скелеты похороненных людей, при них обнаружены оружие, ножи металлические и различные украшения. В 1965 году на краю оврага обнаружили - нож, бронзовое кольцо на пальце и несколько серебрянных монет. По рассказам моей прабабушки, они тоже в этих оврагах находили серебрянные монеты. В селе Алманчиково тоже жили язычники. По данным директора краеведческого музея Алманчиково Батыревского района Васильева Василия Ивановича насильственное принятие православной веры жителями было осуществлено в 1720-30 годы. Сугутская церковь была построена и открыта в 1729 году. Некоторые жители язычники ,не желая принимать православную веру, тайно по ночам выезжали семьями со всеми пожитками из деревни и где-то поселялись в глухих лесах, давая начало новым населенным пунктам.

Деревня Сойгино возникла около маленькой речки Шунер. На берегу притока этой речки, язычники на краю деревни вставили столб «хура юпа», где проводили обряды, молились богу, приносили жертвоприношения, чтобы миновали их беды и болезни. Обряды жертвоприношения проводили, зарезав скот. Это место называли «киремет». Примерная дата возникновения деревни 1720-25 годы.

Второе предположение, что жители Алманчиково Батыревского района могли покидать свои насиженные места и поселиться в местах возникновения, не выдержав налогового бремени со стороны царских чиновников. За несвоевременную уплату их жестоко наказывали принародно в специальном месте деревни «хурал пурт», конфисковали за долги небогатое имущество. И крестьяне не выдержав такого унижения и оскорбления, физического наказания, уходили в бега.

Название новых поселений давали по названиям тех сел, откуда были выходцы с добавлением слова «нове». Есть документ предъявление претензии жителей села Новые Айбеси к деревне Сойгино, о том, что жители портят деревья, где развешены бории (улья для диких пчел). В этом документе указывают айбесинцы, что сойгинцам в ихние леса не ходить и не въезжать, деревья с бортями не портить и не рубить.

1868 году в азбучном словаре населенных пунктов Симбирской губернии сказано о деревни Сойгино так « Сойгино и Алманчиково». Сейчас название Алманчиково ушло в прошлое.

В предании о возникновении села Алманчиково говорится, что это поселение основали чуваши, прибывшие из верховых, расположенных юго-восточнее Красноармейска. Основателями дер. Алманчиково, согласно преданию, были три брата - Айдар, Турай и Суйган из села деревни Алманчиново (ныне село Красноармейского района).

На основании архивных документов и на основании воспоминаний старожилов можно сделать вывод о том, что сойгинцы занимались охотой на птиц (глухарь, тетерев, дикие утки и гуси, горлинки), и пушных зверей (белка, куница, лиса, зайцы норка, бурые медведи), кабаны и лоси. Занимались земледелием. Сеяли: рожь, овес, чечевицу, горох, проса а позднее пшеницу, ячмень, картофель. Из овощей - помидоры, огурцы, капусту, морковь, чеснок, лук. А после организации из волокнистых культур кроме конопли еще выращивали лен. Собирали мед у диких пчел, в лесах устанавливая для них борти, дары природы леса - грибы и ягоды.

Чтобы заниматься земледелием, приходилось вырубать, раскорчевывать леса. Местность сплошь была покрыта лесами хвойной и смешанной породы.

Есть сведения о доставке нашего дуба в Петербург, где шло строительство кораблей. Предания повествуют о посещении Петром I разных уголков Чувашии для осмотров дубрав, хотя в действительности он здесь не бывал. Так сказывается, что он побывал в дубовых лесах в близ наших окраинов. Дубравы очень понравились. Даже запретил населению рубить дубовый лес для своих нужд и велел начать его разработку для строительства кораблей. Он был поражен одним дубом огромным, который смогли охватить только шесть человек. Этот дуб стали называть - царским дубом. Он давно уже сгнил. ( в семье единой // блокнот агитатора. 1976. № 14 С. 4-8.)

Для изготовления одежды сеяли волокнистую культуру - коноплю. А обувь изготовляли из волокон молодых лип. Из этой же липы изготовляли кошели, маленькие ларчики и пудовки для хранения зерна.

Дома были срублены из деревьев, в основном из сосны и осины. Избы были маленького размера, большинство однокомнатные, черные от сажи.

Так жители вновь созданной деревни Сойгино, полностью обеспечивали себя необходимым.

О возникновении названия деревни Сойгино из воспоминаний старожилов Сойгино и Алманчиково Батыревского района существуют некоторые версии.

Первая версия такая. Что жители всех населенных пунктов состояли на учете в губернских, уездных и в волостных конторах для учета обложения налогами. Так как собираемость налога зависела от числа жителей и хозяйств, населенных пунктов. И чиновники не были заинтересованы проживающих населенных пунктов и снижения налоговых сборов. После обнаружения исчезновения части населения, они организовали поиски по следам телег, расспрашивали у оставшегося населения. Новые поселения могли выявить по речкам. Обнаружив, в лесах поселения им необходимо было установить, к какому уезду они относятся поселенцы данного населенного пункта, так как чиновники одного уезда не имели права потребовать уплаты налога с жителей чужих уездов. И чиновники, с целью выяснения к какому уезду относятся жители обнаруженных селений, задавали им вопрос: « вы будете чьи?». А жители отвечали встречным вопросом: «А вы сами чьи будете?». Получив, утверждение от чиновников Буинского уезда отвечали, что они крестьяне Алатырского уезда. А в случае появления чиновников Алатырского уезда утверждали, что они крестьяне Буинского уезда. Таким обманным путем они спасались от уплаты налогов. Слово обман с русского переводиться на чувашский язык «суяс», и в дальнейшем от слова суяс произошло название деревни Сойгино «Суйкан яле».

Вторая версия названия деревни Сойгино следующее: в нашей деревне якобы убивали заезжих татар, останавливающихся на ночлег. Эти убийцы совершали из таких соображений, что заночевавшие спутники могли выдать чиновников их место проживания. Чтобы такого не случилось, их убивали. И татары , чтобы предупредить своих заезжих спутников, что здесь опасно ночевать, поставили черный столб «хура юпа», означающий, что здесь ночевать опасно, найдешь свою смерть. Старожилы тоже говорят, что на краю деревни был черный столб. Слово резать (пусас) с чувашского на татарский язык переводится «суяс» (резать). И от этого слова якобы определилась название деревни. Уст старожилы говорили, что здесь было три татарина, даже место захоронения известно. Но они были покрады и были пойманы на месте преступления. У жителей они часто угоняли лошадей.

Третья версия названия деревни Сойгино следующее. Как было выше указано, что основателями деревни Алманчиково согласно преданию были три брата — Айдар, Турай и Суйган. Основатель деревни Алманчиково Батыревского района выступает один Суйган, а другие жители деревни поселяются позже. И после этого «Чуваш по имени - Суйган» , - говорится в предании,- задумал оставить родные места, найти свободную никем не занятую землю в дремучем лесу и основать там деревню. Оставив селение предков, он направился на юг искать свободную землю. Долго он шел. И в лесу он увидел огромную старую сосну. Взобрался на нее, спел песню и увидел в восточном направлении от сосны, красивую поляну недалеко от речки. Он занял ее и построил дом. Корчуя лес, заимел пахотное поле. И другие чуваши из села Алманчиково стали прибывать к нему, ставить дома и корчевать лес под пашни. Так появилась деревня, названная в честь первопоселенца Суйганом. Старую сосну и речку Суйган объявил киреметем завещал: «Как я умру, вы, поминая меня, у старой сосны и речки зажигайте свечи, делайте жертвоприношение и, угощаясь говорите: «Благодарим тебя Суйган». По его смерти жители деревни выполняли завет Суйгана. Со временем сосна высохла, но чуваши продолжали почитать ее пень./ Открыл нам далекое прошлое // Советская Чувашия. 1989,30 мая./

ПОСЕЛЕНИЕ СЕГОДНЯ

В поселении построены современные магазины. Имеется асфальтированная дорога от города Алатырь.

В  2005 год завершена газофикация села. И мы как горожане начали пользоваться голубым топливом. С 2006 года администрация называется сельским поселением.

Мы рады видеть Вас на нашей Сойгинской земле богатой лесными ягодами и грибами. 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ

Фельдшерско-акушерский пункт

Заведующая – Елюкова Наталия Владимировна 

Чувашская Республика Алатырский район, село Сойгино, ул. Ленина дом № 15

 

МБОУ «Сойгинская средняя общеобразовательная школа» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики

Директор – Кондратьев Сергей Васильевич

Чувашская Республика Алатырский район, село Сойгино, ул.Ленина, дом № 13, конт. телефон 32-2-38

Отделение связи

Начальник отделения связи – Тигинова Тамара Валентиновна 

Чувашская Республика Алатырский района, село Сойгино, ул.К Маркса, дом № 31

Объекты соцкультбыта:

Сойгинский сельский дом культуры, с.Сойгино, ул.К Маркса, д.38, Директор – Чернова Елена Михайловна

Сойгинская  модельная библиотека с. Сойгино, ул.К.Маркса, д.38. Заведующая – Кольцова Светлана Петровна.

 

Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения